Мотивация к самообразованию

Мотивация к самообразованию связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию, с потребностью к самовыражению, она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических потребностей и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу Maslow A. H. (1987) Motivation and Personality ).

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообразования внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Внутренняя мотивация к самообразованию может находиться на низком уровне в силу различных заблуждений. Одно из самых распространенных – заблуждение о том,что с возрастом снижается способность восприятия, что чем старше человек, тем менее он обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Особенно, если речь идет об обучении иностранным языкам.

Однако есть целый ряд исследований, которые опровергают это положение. (Goldenberg C. (2008) Teaching English Language Learners. What the Research Does – and Does Not – Say. American Educator.) Оказывается, обучение взрослой аудитории имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, большой опыт использования родного языка, навыки которого можно перенести на иностранный.

Во вторых, восприятие структуры иностранного языка облегчается, так как обучаемые владеют логическим и аналитическим мышлением, а также способностью к ассоциациям и обобщениям.

В-третьих, общие знания позволяют быстрее расширить словарный запас за счет уже известных из других областей интернациональных слов. К тому же взрослые люди могут использовать различные техники запоминания и свои собственные приемы обучения, которые они выработали раньше.Кроме того, взрослые люди обычно имеют хорошо развитую долговременную память, что тоже очень важно для процесса самообразования.

Теперь, когда стереотип о низком пороге восприятия у взрослых сломан, посмотрим, как можно влиять на мотивацию. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения, все подчинено этой цели, поэтому личностно-ориентированная система хорошо здесь работает. Личностно-ориентированная система (система, при которой главным действующим лицом является обучаемый) позволяет самому обучающемуся активно участвовать уже в процессе созданияпрограммы обучения.

Непосредственно в процессе обучения можно использовать все упомянутые выше преимущества взрослой аудитории. Так, при изучении иностранного языка, мы можем говорить о сознательном обучении, потому что обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику. Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных разрозненных знаний. Применение логики облегчает понимание и снижает нагрузку на память.

При решении языковых задач важно дать возможность самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует лучшему запоминанию. Для этой цели могут применяться игровые практики, в которых нет одного единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. Здесь мы имеем дело и с самореализацией, которая является основой для мотивации, а удовольствие от выполненного задания – сигнал для мотивации.

Важную роль играет наглядность, она работает безотказно при обучении и детей, и взрослых. С возрастом предметная наглядность (картинки) уступает место символической наглядности (схемы, символы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз.

Наглядность, самостоятельность при определении способа решения задач и анализ разнообразных ситуаций тесно связаны с вниманием; мы можем одновременно задействовать разные виды внимания, а именно: зрительное внимание, слуховое, произвольное и непроизвольное.

Мы уже упоминали тот факт, что долговременная память у взрослых людей развита лучше, чем кратковременная, поэтому, используя приемы, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь словарного запаса), мы повышаем мотивацию.К этим приемам следует отнести в первую очередь повторение материала через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Еще один вид памяти, комбинационная память, позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять новое с уже известным.

Прочность запоминания связана так же и с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания.

Таким образом, обучение должно быть и будет мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приемы эффективны, а сам процесс обучения приятен.

Методист ALIBRA SCHOOL Елена Алексеева

27.12.2011

Хотите,
мы вам перезвоним?

Поле обязательно для заполнения
Перезвоните мне

Бесплатный
открытый урок

Уникальная
методика
ALIBRA SCHOOL

Иностранный
ответит взаимностью!

Приходите в гости
на открытый урок

ближайшие открытые уроки 13, 14, 15 декабря - для взрослых

Записаться

Бесплатная

Консультация

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный E-mail
Записаться
Для взрослых
Для детей

Бесплатная консультация

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный Email

Введите контактные данные

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный Email
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный E-mail
отправить заявку