Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы». Высшая степень обучения

Послали за доктором

1.png

Высшая ступень обучения
Выпускники DBA "заточены" на
создание новых технологий
управления
Фото: Reuters

Программы DBA — Doctor of Business Administration — предназначены для тех, кто уже перерос рамки MBA или EMBA. Бизнес-школы, где предлагают DBA, можно пересчитать по пальцам. Но скоро появятся и новые игроки, и новые стандарты обучения.

Текст: Юлия Фуколова

Генеральный директор сети школ иностранных языков Alibra School Анна Беркович имеет две похожие степени в бизнес-администрировании — разница лишь в одной букве. В 2006 году она окончила программу MBA Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, а уже через несколько месяцев решила поучиться снова — поступила на программу DBA в Высшую школу корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС. "Не хотелось так быстро оканчивать учебу, только-только открылись горизонты, я уже начала многие вещи применять в бизнесе,— рассказывает Анна.— И потом, мне было интересно и дальше развивать тему лояльности клиентов".

Программы DBA для высших управленческих кадров на Западе появились в 1950-е годы. "По мировой статистике, на тысячу выпускников бакалавриата приходится только один выпускник программ DBA,— говорит декан Плехановской школы бизнеса Integral Лариса Карташова.— Эти программы не приносят существенного дохода бизнес-школам, но важны для поддержания имиджа".

Несколько лет назад DBA стали открываться и в России. Как объясняет руководитель программы DBA бизнес-школы МИРБИС Александр Сазанович, задача программы — не научить менеджеров известными методами решать уже известные проблемы, а создавать новые методы для решения проблем, о которых раньше никто не подозревал.

В отличие от MBA или EMBA, посещение занятий и сдача экзаменов не является целью слушателей DBA. За время обучения они должны защитить диссертацию. Кстати, DBA часто путают с другой докторской степенью — PhD (Doctor of Philosophy). "PhD — научно-исследовательская степень, академическая, тогда как DBA предназначена для тех, кто занимается бизнесом. На эту программу идут люди с солидным опытом, которым хочется поделиться и который они стремятся обобщить до уровня, интересного широкому кругу менеджеров",— рассуждает декан Высшей школы менеджмента (ВШМ) НИУ ВШЭ Сергей Филонович.

Где стать доктором

В России первую программу DBA запустила Высшая коммерческая школа (ВКШ, сейчас является частью Всероссийской академии внешней торговли), позже это сделали ВШКУ РАНХиГС и ВШМ НИУ ВШЭ. Сейчас подобные программы есть в Классической бизнес-школе (КБШ), МИРБИС, Международной школе бизнеса (МШБ) Финансового университета при правительстве РФ. Осенью 2012 года объявили первый набор на DBA в МГИМО. Научный руководитель этой программы Владимир Буренин также является научным руководителем DBA в ВКШ, но пока не уверен, сможет ли заниматься двумя проектами. В ВКШ, впрочем, уверяют, что Буренин остается, и набор состоится.

Кроме того, о запуске DBA думают в Высшей школе бизнеса (ВШБ) ГУУ, Плехановской бизнес-школе Integral. "Мы планировали начать набор на DBA в этом году, но пока повременим",— говорит Лариса Карташова.

Докторские программы — самые малочисленные. Например, ВШМ выпускает в среднем десять человек в год, ВШКУ — около 20 человек. Но нельзя сказать, что российские бизнес-школы на DBA не зарабатывают — это самые дорогие программы в их линейке. В среднем обучение стоит 1-1,3 млн руб. Существенно дешевле предлагают программы МИРБИС и КБШ (676 тыс. руб. и 480 тыс. руб. соответственно).

Но польза для школы не только в деньгах. Как объясняет Сергей Филонович, преподавать на DBA гораздо интереснее, чем на MBA или EMBA. От будущих докторов тоже можно многому научиться. Как правило, на DBA принимают только топ-менеджеров или собственников компаний, обязательно наличие диплома MBA, EMBA или же степени кандидата наук. "На DBA приходят сложившиеся профессионалы. Они никуда не торопятся, им не нужно решить немедленно какую-то бизнес-проблему",— говорит исполнительный директор программы DBA ВШКУ Светлана Коробейникова. Поскольку программа не массовая, школы устраивают серьезный отбор — не так, как на MBA. В итоге группы получаются однородными, случайные люди попадают в них редко.

Рабочий момент

На DBA учатся один-два года, но иногда и дольше. "Мы ориентировались на международные стандарты, там программа длится не менее трех лет, в некоторых странах вообще четыре-семь лет. Решили, что у нас будет три года",— рассказывает Светлана Коробейникова. На DBA не бывает вечернего формата — только модульный, обычно восемь-десять очных встреч. В МГИМО будут проводить занятия чаще — раз в неделю по субботам в течение года.

Названия курсов могут совпадать с MBA, однако базовые дисциплины на DBA не преподают. "Наша учеба не была направлена на выработку навыков, а давала новый уровень осмысления бизнеса. Мы обсуждали концептуальные вещи, пытались понять, насколько наши личные цели совпадают с целями компании",— рассказывает президент компании "Герма-консалт" Марина Моргунова, выпускница DBA ВШМ НИУ ВШЭ.

Большую часть времени слушатели заняты подготовкой диссертации. Так, Марина Моргунова исследовала тему лидерства на примере малого и среднего бизнеса: "Мне было интересно выяснить, почему в России лидеров не так много, как хотелось бы. Я провела большое количество интервью, в том числе с нашими клиентами, но выводы получились пессимистическими. Большинство руководителей считают себя лидерами, но в реальности далеко не всегда ими являются. Они забывают, что лидерство — это в первую очередь ответственность".

Анна Беркович изучала лояльность клиентов на рынке образовательных услуг. По ее словам, истинная лояльность, то есть удовлетворенность клиентов, мало интересует владельцев бизнеса. Между тем работа с лояльной аудиторией позволяет экономить на маркетинговых затратах. Анна освоила методику NPS (Net Promoter Score, см. СФ N1-2/2011) и внедрила ее в своей компании. "Сейчас эта методика известна, но тогда она еще не была на слуху,— рассказывает предпринимательница.— Мы регулярно опрашиваем клиентов, делаем выводы, и это очень помогло компании во время кризиса. Могу сказать, что 60% наших продаж обеспечивают лояльные слушатели".

Требования к диссертации очень серьезные. "Некоторые студенты МВА пишут итоговую работу за два месяца, а то и за две недели. Докторскую диссертацию за два месяца не сделаешь, поэтому мы каждый год проводим промежуточный контроль",— рассказывает Светлана Коробейникова. По ее словам, в работе нужно использовать не менее 100 российских и иностранных источников. Кроме того, в ВШКУ также требуют публикации статей и монографии по теме исследования. А в ВШМ все работы прогоняют через систему "Антиплагиат" — у авторов должно быть не менее 70% оригинального текста. Не все слушатели доходят до защиты — в ВШКУ степень получают 75% учащихся, в ВШМ на последнем выпуске защитились пять человек из восьми.

После защиты большинство докторов сохраняют связи со школой. Некоторые идут преподавать в свои альма-матер. В ВШМ по инициативе выпускников DBA проводят выездные семинары. В этом году семинар пройдет в Копенгагене, на нем будут обсуждать специфический скандинавский социализм и формирование личности в этих условиях.

Диплом по стандарту

До сих пор программы DBA варились "в собственном соку" — государственной аккредитации у них никогда не было. Но в этом году образовательное сообщество взялось за формат всерьез. Весной была создана комиссия РАБО, ее цель — разработка национальных стандартов качества и аккредитации программ DBA. "Любой программе нужны критерии оценки ее качества,— считает Лариса Карташова.— Мы разработали проект критериев общественной аккредитации программы DBA, опираясь на требования AMBA, но учитывая российские особенности".

Впрочем, появление формальных требований к DBA приветствуют не все. По мнению Сергея Филоновича, в интеллектуальной сфере ограничения не нужны. "Мы молимся на креатив и неординарность в бизнесе, но в бизнес-образовании почему-то вводим стандарты,— рассуждает декан ВШМ.— Если менеджер не может сам выбрать на рынке достойную программу, значит ему рано поступать на DBA".

Так или иначе, докторские программы становятся важным элементом образовательной системы для управленцев, а также источником российских кейсов и свежих преподавательских кадров для самих бизнес-школ.

Авторские страницы

Юлия Фуколова

Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №10 (324), 01.10.2012

http://www.kommersant.ru/doc/2024863

01.10.2012

Хотите,
мы вам перезвоним?

Поле обязательно для заполнения
Перезвоните мне

Бесплатный
открытый урок

Уникальная
методика
ALIBRA SCHOOL

Иностранный
ответит взаимностью!

Приходите в гости
на открытый урок

ближайшие открытые уроки 6, 7, 8 декабря - для взрослых

Записаться

Бесплатная

Консультация

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный E-mail
Записаться
Для взрослых
Для детей

Бесплатная консультация

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный Email

Введите контактные данные

Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный Email
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Введите корректный E-mail
отправить заявку