Фото Мотивация к самообразованию 1

Мотивация к самообразованию связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию, с потребностью к самовыражению, она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических потребностей и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу Maslow A. H. (1987) Motivation and Personality).

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообразования внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Внутренняя мотивация к самообразованию может находиться на низком уровне в силу различных заблуждений. Одно из самых распространенных — заблуждение о том, что с возрастом снижается способность восприятия, что чем старше человек, тем менее он обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Особенно, если речь идет об обучении иностранным языкам.

Однако есть целый ряд исследований, которые опровергают это положение. (Goldenberg C. (2008) Teaching English Language Learners. What the Research Does — and Does Not — Say. American Educator.) Оказывается, обучение взрослой аудитории имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, большой опыт использования родного языка, навыки которого можно перенести на иностранный.

Во вторых, восприятие структуры иностранного языка облегчается, так как обучаемые владеют логическим и аналитическим мышлением, а также способностью к ассоциациям и обобщениям.

В-третьих, общие знания позволяют быстрее расширить словарный запас за счет уже известных из других областей интернациональных слов. К тому же взрослые люди могут использовать различные техники запоминания и свои собственные приемы обучения, которые они выработали раньше. Кроме того, взрослые люди обычно имеют хорошо развитую долговременную память, что тоже очень важно для процесса самообразования.

Теперь, когда стереотип о низком пороге восприятия у взрослых сломан, посмотрим, как можно влиять на мотивацию. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения, все подчинено этой цели, поэтому личностно-ориентированная система хорошо здесь работает. Личностно-ориентированная система (система, при которой главным действующим лицом является обучаемый) позволяет самому обучающемуся активно участвовать уже в процессе созданияпрограммы обучения.

Непосредственно в процессе обучения можно использовать все упомянутые выше преимущества взрослой аудитории. Так, при изучении иностранного языка, мы можем говорить о сознательном обучении, потому что обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику. Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных разрозненных знаний. Применение логики облегчает понимание и снижает нагрузку на память.

При решении языковых задач важно дать возможность самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует лучшему запоминанию. Для этой цели могут применяться игровые практики, в которых нет одного единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. Здесь мы имеем дело и с самореализацией, которая является основой для мотивации, а удовольствие от выполненного задания — сигнал для мотивации.

Важную роль играет наглядность, она работает безотказно при обучении и детей, и взрослых. С возрастом предметная наглядность (картинки) уступает место символической наглядности (схемы, символы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз.

Наглядность, самостоятельность при определении способа решения задач и анализ разнообразных ситуаций тесно связаны с вниманием; мы можем одновременно задействовать разные виды внимания, а именно: зрительное внимание, слуховое, произвольное и непроизвольное.

Мы уже упоминали тот факт, что долговременная память у взрослых людей развита лучше, чем кратковременная, поэтому, используя приемы, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь словарного запаса), мы повышаем мотивацию. К этим приемам следует отнести в первую очередь повторение материала через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Еще один вид памяти, комбинационная память, позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять новое с уже известным.

Прочность запоминания связана так же и с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания.

Таким образом, обучение должно быть и будет мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приемы эффективны, а сам процесс обучения приятен.

Методист ALIBRA SCHOOL Елена Алексеева

Наверх