Правда ли, что взрослые учат языки хуже детей?
Мнения экспертов разделились: одни уверенно заявляют, что взрослым изучение языков дается значительно сложнее, чем детям. Другие величают эту теорию мифом и приводят весомые тому доказательства.
Кому же все-таки верить? Влияет ли возраст на способности к языкам? И если да, то как, и что с этим делать?
Разбираемся подробно по этому вопросу на основании общепризнанных научных исследований и многолетних наблюдений на практике.
Как известно, дети с малых лет на лету схватывают достаточно сложную информацию, играючи осваивают гаджеты, запоминают и используют в речи иностранные слова. Еще не успел объяснить ребенку, как включать планшет, а он уже сам установил игру на английском и прошёл до 10 уровня.
При этом донесение той же самой информации до многих представителей старшего поколения может сопровождаться нешуточными усилиями. Вспомните, как вы учили свою бабушку звонить с кнопочного телефона…
Идея о том, что дети и подростки учатся быстрее и легче, существует давно. Но так ли это на самом деле, особенно в срезе изучения иностранных языков?
20-й век был богат на изучение мозга и его возможностей: было высказано множество теорий, многие из которых превратились в устойчивые мифы.
Так, например, стало с популярными исследованиями Эрика Леннеберга, опиравшегося, в свою очередь, на труды Ноама Хомского и других ученых. Немецкий лингвист и невролог вывел теорию, что человек максимально эффективно изучает язык только в детском возрасте.
В качестве доказательства ученый приводил примеры людей с врожденным нарушением слуха. Если их не обучить языку жестов в детстве, то после им достаточно сложно овладеть им в совершенстве.
Ученые из Массачусетского технологического института провели в 2018 г. фундаментальное исследование изучения английского языка представителями разных стран. Опыт 750 тысяч человек помог получить данные, опровергнувшие сразу целую линейку устоявшихся мифов об изучении языков:
1. Многие взрослые достигают продвинутого владения иностранным языком после 20 лет (вплоть до уровня носителей).
Конечно, если вы начали изучать язык до 18 лет, у вас больше шансов сделать это глубже и качественнее — есть преимущество. Но и в более зрелом возрасте все достижимо при должном усердии.
2. Нельзя объяснять падение эффективности обучения языку в 17−18 лет исключительно изменениями в работе головного мозга.
Существуют и другие факторы, напрямую влияющие на это: например, наличие свободного времени. В школе ребенок может тратить множество часов на изучение языка и выполнение домашних заданий, что не всегда доступно для взрослых. Уж не говоря об естественном изучении первого языка в младенчестве, когда время и языковая практика и вовсе не ограничены.
Другой фактор — мотивация и стимуляция. Для ребенка иностранный язык — обязательный школьный предмет, изучение которого попросту нельзя игнорировать или откладывать. Взрослому же нужно настраивать себя самостоятельно, чтобы не бросить обучение. И зачастую более приоритетные жизненные задачи отодвигают занятия на неопределенное время.
3. Существенных различий в способности изучать иностранные языки между людьми из разных стран нет. Носители разных языков обучаются примерно с одинаковыми скоростью и качеством.
ЧТО ЕЩЕ ВЛИЯЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА?
Большое значение имеет интеллектуальный опыт человека. У взрослого уже наработан навык обучения: он умеет находить и анализировать закономерности, понимает логику языка и разницу между речевыми единицами, быстрее схватывает сложные идеи. Это ускоряет процесс учебы, особенно на стадии освоения грамматики и лексики.Но у взрослых и детей разнится восприятие ошибок. С возрастом реакция может становиться болезненнее, в результате чего иногда может замедляться обучение. Включается логика: если не говорить и не писать, не сделаешь и ошибок. Либо человек в принципе ставит крест на идее выучить язык: не получается сразу — не получится и вовсе.
Для представителей старшего поколения «ошибиться» порой приравнивается к «показаться для остальных глупым», а это слишком серьезный удар по репутации. Поэтому лучше его всячески избегать.
Дети не чувствуют себя настолько неловко или уязвленно из-за неизбежно возникающих ошибок. «На ошибках учатся». И, в результате, быстрее достигают беглости в речи и точности в произношении.
Доказано, что чем спокойнее человек относится к ошибкам, тем быстрее «развязывается» его язык, уходят психологические зажимы. Отчасти этим объясняется известный эффект, когда в состоянии алкогольного опьянения некоторые люди раскрепощаются и начинают говорить на иностранном языке лучше, чем обычно.
Очень важно при сравнении скорости обучения детей и взрослых учитывать и стандарты владения языком для каждого возраста. Даже если ребенок быстро заговорил «бегло», следует обратить внимание на то, что он, скорее всего, использует достаточно простые разговорные конструкции и весьма ограниченный словарный запас.
От взрослых в общении требуется куда более серьезная лексика для обширного круга тем от бытовых до профессиональных вопросов. Прибавьте к этому необходимый минимум для поддержания политических, экономических, культурных и философских бесед. Несомненно, для изучения языка на таком уровне требуется больше времени и сил в любом возрасте.
Общий вывод таков: способности детей и взрослых обучаться иностранным языкам примерно равны. Просто в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд сопутствующих факторов.

ЛУЧШЕ НАУЧИТЬСЯ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
И мы разделяем эту мысль Эзопа на 100%.В каждом возрасте есть свои «помощники». Маленькие дети легче различают и имитируют звуки языка и достаточно рано могут начать говорить без акцента. Взрослые же имеют надежную базу знаний, и могут опираться на нее, осваивая другие языки по аналогии.
Но в любом случае каждый человек рождается с заложенной способностью выучить любой язык мира. Нет никакого «волшебного гена» для изучения языков, который с возрастом «засыпает», как нас пугали в 20 веке некоторые ученые.
Главное — обрести свою мотивацию и планомерно, уверенными шагами двигаться по направлению к цели. История знает немало примеров, когда полиглотами становились и на пенсии.

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ УЧЕНИКАМ
- Помните на протяжении всего обучения: в вас есть абсолютно всё необходимое для освоения иностранного языка вплоть до уровня носителя.
-
Опирайтесь в начале на весь свой опыт изучения языка (даже если в копилке только родной язык). Взрослому проще начинать с освоения грамматики с параллельным расширением словарного запаса. А позже можно смело переходить к погружению в мир языка через музыку, фильмы, сериалы, общение.
-
Выбирайте преподавателей, которые владеют методиками эффективного обучения именно для вашей возрастной группы. Одна и та же система не может одинаково хорошо подходить ребенку и взрослому. В школе Alibra School учтут ваши сильные и слабые места, выявят цели обучения и составят программу для максимально быстрого и легкого изучения языка.
-
Постарайтесь с первых занятий уделить достаточно внимания фонетике. Важно как можно раньше научиться правильно произносить звуки, отсутствующие в родном языке. Закрепившиеся ошибки в дальнейшем исправлять куда сложнее.
-
Если ваш график крайне загружен, выделяйте хотя бы 15−20 минут на изучение языка, не дожидаясь возможности заниматься 1−1,5 часа. Такое время можно находить во время обеденных перерывов, пауз на работе, в транспорте и очередях, перед сном. Помните золотое правило: лучше кратко, но регулярно.
-
Обращайте внимание на то, какую пользу приносит вам изучение языка, отмечая даже малейшие детали и изменения. Такие знания значительно улучшают работу мозга, всесторонне развивают личность, дарят безграничное общение и свободу перемещений. Пускай это вас мотивирует продолжать обучение.
Успехов вам в изучении иностранных языков!