Как рано стоит ребенку начинать изучать английский язык? Действительно ли раннее обучение дает хорошие результаты и облегчает дальнейшую учебу в школе? И как правильно организовать обучение малыша своими силами? В этой статье мы погрузимся в мир английского языка для самых маленьких, узнаем о возрастных особенностях освоения языка, разберем самые эффективные и интересные методики для дошкольников, а также щедро поделимся советами и лайфхаками для родителей.

Ранний старт для самых целеустремленных

Все больше родителей ради богатого на возможности будущего начинают обучение своих чад английскому языку чуть ли не с самых пеленок. Действительно ли это эффективно и помогает в дальнейшей учебе? Разбираемся вместе с международными экспертами.

Одно из основных преимуществ раннего обучения английскому языку — легкость усвоения материалов. Детский мозг находится в стадии интенсивного развития и, словно губка, быстро впитывает любую информацию. В результате этого дети, начавшие изучать английский язык с ранних лет (рекомендуют с 2−3 лет), воспринимают второй язык как что-то естественное, справляются с заданиями более успешно и достигают высоких результатов.

Другим важным преимуществом является более качественное формирование навыков восприятия речи на слух и произношения. Ученые многократно доказывали, что дети раннего дошкольного возраста четче и детальнее воспринимают звуки и интонации иностранного языка, благодаря чему различают и воспроизводят такие тонкости, которые с возрастом даются намного сложнее или не даются вовсе.

Немаловажный фактор в детском обучении — отсутствие страха ошибок, который, увы, нередко зарождается со школьной скамьи и после, как тень, преследует по жизни. Дошкольник воспринимает изучение языка как очередную игру — всецело отдается ей и не боится ошибаться. А ведь давно доказано: чем меньше человек страшится ошибок и чем больше упражняется несмотря на недочеты, тем быстрее и увереннее он начинает говорить.

Известный факт: очень часто маленькие дети мигрантов и релокантов начинают общаться на новом языке куда быстрее своих родителей. Взрослые еще только осваивают базовые бытовые фразы, краснея в кафе и магазинах, а ребенок вовсю тараторит со своими новыми знакомыми, причем нередко практически без акцента. И вышеперечисленные факторы напрямую влияют на такой быстрый прогресс, вдохновляя взрослых погружать своих чад в языковую среду как можно раньше.

С максимально ранним погружением в английский язык малыш не только сможет смотреть любимые фильмы и мультики в оригинале, уверенно распевать зарубежные песни, ориентироваться в поездках и знакомиться с иностранцами, но и заблаговременно и без стресса подготовится к успешной сдаче любых экзаменов: от ОГЭ и ЕГЭ до престижных международных тестов.

Различия в подходах к обучению малышей и дошкольников английскому

Хотя малышей и дошкольников отделяют всего несколько лет, ввиду возрастных особенностей и разной способности к усвоению новой информации отличаются и методики обучения английскому языку. Подходы должны учитывать тот простой факт, что в таком нежном и непоседливом возрасте, ребенку сложно долго сидеть на месте и сосредотачиваться на одном деле. Каждый урок должен быть по-настоящему увлекательным и богатым на физическую активность.

При обучении малышей основной упор делается на первичное знакомство с новыми звуками и формирование простейших лексических навыков. Ребенка не загружают изучением алфавита и грамматики, а учат распознавать и произносить английские слова. Исходя из той логики, что и знакомство с родным языком начинается не с правил, а с изучения жизненно важных слов и отработки сложно поддающихся звуков.

Методы обучения маленьких детей подразумевают обширное использование интерактивных активностей. Тут пригодятся различные игры, песни, считалки, рассказы, загадки, раскраски, простейшие мультики, специальные иллюстрированные книжки. Многие прибегают к методике Глена Домана, показывая ребенку красочные картинки с английскими подписями, или пользуются кубиками Зайцева. Важно, чтобы обучение было захватывающим и ненавязчивым, что позволяет малышам с легкостью запоминать новые слова, ассоциируя их с яркими и запоминающимися образами и персонажами.

Не стоит слишком налегать на грамматику и детям старшего дошкольного возраста — абстрактное мышление обычно еще недостаточно развито, а скучные правила могут отбить желание посвящать драгоценное время урокам. К упомянутым активностям добавляют творческие проекты, театральные сценки, настольные, подвижные или ролевые игры на английском.

Важно уделять особое внимание и подбору изучаемых слов: они должны быть понятны, интересны и нужны ребенку в реальной жизни. Для самых маленьких это, к примеру, названия членов семьи и домашних животных, части тела, еда и напитки, цвета, базовые глаголы («делать», «есть», «спать», «гулять»…) и прилагательные («вкусный», «холодный», «горячий», «веселый», грустный"…). В возрасте 6−7 лет, помимо этого, изучают простые названия одежды и предметов интерьера, объектов живой и неживой природы, слова о погоде и хобби, базовые бытовые фразы. Важно, чтобы знакомство со словами тоже превращалось в игру: творческую, интеллектуальную, подвижную или даже в онлайн-формате. И, конечно, учитель (или родитель) должен и сам активно вовлекаться в процесс, участвовать наравне с малышом, задавать наводящие вопросы и подыгрывать, подстегивая интерес и воображение ученика.


Лучшие проверенные методики обучения английскому дошкольников

Какой подход к обучению маленьких детей английскому дает самые лучшие и устойчивые результаты? Тот, который соответствует базовым важным принципам, реализованным в популярных современных методиках, в том числе и в школе Alibra School:

  • Систематичность обучения: хотя до 7 лет дети практически не знакомятся с грамматикой и орфографией, важно, чтобы материалы давались системно и последовательно, наслаиваясь друг на друга без конфликтов и пробелов. Сложность должна возрастать постепенно и разумно, без перекосов и перескакивания через фундаментальные звенья.
  • Логико-ассоциативный метод вместо зубрежки: устаревшее механическое заучивание слов до автоматизма не любят и взрослые — чего уж говорить о маленьких детях! Современные подходы используют простую логику и яркие образы-ассоциации, которые помогают легко доставать из памяти нужные слова, когда они понадобятся.
  • Коммуникативный подход: на чтении, переводах и пересказах текстов далеко не уедешь. Для того, чтобы уверенно общаться в жизни, уроки должны быть наполнены простыми и интересными разговорами, игровыми сценками и обсуждением всего, что занимает ребенка. Благодаря этому малыш учится высказывать свое мнение и задавать вопросы в разных ситуациях. Именно такая практика быстро помогает преодолеть языковой барьер.
  • Погружение в языковую среду: ищите любые возможности для ребенка воспринимать и анализировать аутентичную английскую речь. Для этого подойдут уроки с носителями языка, английские обучающие видео, песни, стикеры с названиями предметов (для детей 6−7 лет) или простые и доступные всем домашние занятия по методу «отзеркаливания». Так непонятная речь иностранцев перестанет пугать ребенка, а также начнет вырабатываться навык думать на английском.
  • Комфорт на уроках: ребенок должен чувствовать себя максимально удобно на уроках — так, чтобы его ничего не смущало и не отвлекало. Кто-то уверенно занимается один на один с репетитором, кому-то важно присутствие родителя, а кто-то чувствует себя увереннее в маленьких группах детей. Одни дети легко концентрируются на словах преподавателей в любой обстановке, другие постоянно отвлекаются на любые мелочи — все эти факторы нужно учитывать. О том, как помочь учиться детям с синдромом дефицита внимания, читайте здесь.
  • Занятия по любви: знакомство с английским не должно превращаться в «обязаловку» по строгому расписанию. Занятия должны быть легкими, ненавязчивыми и полными веселых игр. Если принуждать ребенка и перегружать его академизмом, то только вопрос времени, когда он потеряет мотивацию продолжать учить язык.
  • Поиск индивидуальной мотивации: ребенка сложно увлечь «взрослыми» целями изучения английского. Учеба, карьера и прочие подобные возможности ему еще пока непонятны и мало интересны. Исходите из личности и характера малыша — как заинтересовать и увлечь именно его? Может, он мечтает завести друзей-единомышленников по переписке? Или не понимает надписи в любимых играх? Или хочет научиться петь песни любимых героев мультиков или фильмов? Мотивацию можно находить буквально во всем, что ребенок любит и к чему тянется естественным образом.

Вплетайте эти принципы в учебный процесс и при этом не растягивайте время самих уроков. Помните, что долгое удержание внимания на одной задаче — тяжелый труд для малыша. Совсем юным ученикам достаточно и 10−15 минут, а ближе к 7 годам уроки можно продлевать до 30 минут, при условии, что через определенные промежутки времени вы будете делать «физпаузы» с зарядкой или танцами. В целом, достаточно 2−3 таких занятий английским языком в неделю.


Учим ребенка дома: советы родителям

Обучение малыша или дошкольника не обязано ограничиваться занятиями с репетиторами — наоборот, будет полезно, если и дома вы сможете помочь ему погружаться в мир английского языка. Но как обучать английскому правильно и случайно не навредить? В этом вам помогут разобраться следующие советы:

  • Отрабатывайте дома произношение и правильную артикуляцию с помощью нашей большой подборки игр и упражнений;
  • Смотрите развивающие англоязычные видео на Youtube — современный контент позволяет маленьким детям бесплатно учить алфавит и сотни базовых слов через веселые анимации и песенки, а также умилительные истории мультяшных и кукольных персонажей;
  • Устраивайте совместные просмотры мультфильмов и фильмов с английскими субтитрами. Делайте паузы, произносите вместе с ребенком вслух имена героев и простые интересные слова из диалогов. Разыгрывайте сценки с детьми более старшего возраста или даже устраивайте конкурсы на лучшее исполнение. После просмотра спрашивайте, какие слова и имена ребенок запомнил, что ему понравилось, где еще можно применить такие слова;
  • Вместе читайте специальные детские книги, заменяющие некоторые простые слова в тексте на английские, красочные английские книги-раскладушки, простые стишки и считалочки, а с детьми постарше — книги из этой подборки;
  • Устраивайте вечеринки и праздники с ролевыми, активными и творческими играми, помогающими учить английский язык из этой или этой коллекции;
  • Используйте на занятиях как можно больше предметов, которые можно потрогать (одежда, еда, игрушки) — изучайте их названия и помогайте запоминать их через мелкую моторику (особенно полезно детям от 2 до 5 лет);
  • Демонстрируйте как можно больше наглядных изображений: к каждому изучаемому слову показывайте картинки, фото, фигурки, модельки, игрушки — благодаря особенно активной образной памяти ребенок запомнит эти слова намного быстрее;
  • Внедряйте в уроки рисование, вырезание, изготовление поделок, лепку, раскрашивание и обведение по точкам. Предлагайте ребенку как можно больше фантазировать и иллюстрировать новые изучаемые буквы и слова. Благодаря таким активностям вы сразу задействуете и мелкую моторику, и образное мышление, получая двойной и крайне долгосрочный эффект;

  • Устраивайте театральные сценки с подражанием любимым персонажам или животным. Часть слов или команд ученику постепенно заменяйте на английские слова. Если ребенок будет ошибаться, ни в коем случае не ругайте, максимум — вводите смешные «штрафы» (например, громко прокукарекать). За удачное исполнение обязательно награждайте импровизированными медалями, «статуэтками Оскара» или угощениями;
  • Используйте изученные слова в быту каждый день: желайте ребенку «Good morning», спрашивайте, хочет ли он съесть аппетитное «apple» или желает ли «to play». Очень быстро использование подобных слов станет для малыша чем-то привычным и естественным, а если это будут делать взрослые в разговоре между собой — очень «взрослым» и, соответственно, крутым и эталонным к подражанию. Заодно ребенок окончательно усвоит, в каких случаях в принципе применительны те или иные слова;
  • Используйте карточки для изучения английского и игры, построенные на них: примеры таких карточек мы подробно рассматривали в теме изучения названий цветов и оттенков на английском.
  • Используйте онлайн-игры и приложения для изучения слов: например, в приложении Alibra Sky можно уже с 5 лет изучать множество английских слов через красочные картинки и ассоциации, а система персональных интервальных повторений помогает запомнить новую лексику на долгие года без какой-либо зубрежки. Больше похожих приложений и ресурсов вы найдете в этой статье.

Внедряйте эти советы и приемы, и уже очень скоро вы заметите заметные положительные сдвиги в английском языке вашего малыша (да и в своем тоже) — проверено на 100%.

Если же вы хотите строить обучение ребенка на надежной базе и под руководством опытных профессионалов, рекомендуем записать его на детские курсы английского в Alibra School. Здесь обучение — это захватывающее приключение с сотнями игр, многочисленными разговорными тренингами и передовыми технологиями, сочетающими сильную кембриджскую базу с авторскими наработками за 23 года успешной деятельности школы.

Приглашаем на бесплатный пробный урок: в нескучном формате определим точный уровень английского у вашего ребенка, подсветим пробелы и расскажем, как в вашем случае учиться быстрее и эффективнее. Наши выпускники говорят свободно, сдают экзамены по английскому на высшие баллы и поступают в самые престижные вузы — получится и у вас.

Английский с детства — по любви!


Спасибо за заявку!
Будьте, пожалуйста, на связи -
это ваш первый шаг к успеху
в английском!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время, чтобы познакомить вас со школой, методикой, подобрать подходящий курс и рассказать про скидки.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал — получите доступ к эксклюзивным видео и лайфхакам от преподавателей.

Вы найдёте там:

  • Эффективные советы по изучению языка
  • Разбор типичных ошибок
  • Анонсы акций и подарков для подписчиков

Блог

Блог