Близится ЕГЭ по английскому языку? No problem: узнайте, из чего состоит экзамен, как оценивается, и какие знания и навыки нужны для получения 100 баллов. Делимся подробными советами и рекомендациями, как сдать экзамен самым лучшим образом!

young_hispanic_woman_holding_united_kingdom_flag_isolated_background (2).jpg

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку — выпускной школьный экзамен, результаты которого принимаются и при поступлении в вуз. На данный момент он не входит в число обязательных, как русский язык и математика, но точно пригодится при поступлении на профильные специальности: лингвистика, журналистика, IT, PR, международные отношения, туризм, юриспруденция, бизнес, таможенное дело и др.

Какая нужна подготовка к ЕГЭ по английскому? Для того, чтобы набрать высокие баллы, необходимо владение языком на средне-продвинутом уровне B2 (Upper-Intermediate), поэтому подготовку обычно начинают за 2 года до экзамена. Но даже если до ЕГЭ осталось совсем немного, а в английском ребенка до сих пор серьезные пробелы — не беда: что делать в таком случае, расскажем в конце статьи.

Структура ЕГЭ по английскому языку

В структуру ЕГЭ по английскому входят те же разделы, что и в ОГЭ с разницей только в количестве заданий и уровне их сложности. Ученика ожидают письменный и устный блоки с 42 заданиями для проверки разных языковых навыков.

Так выглядит актуальное на 2024 год распределение заданий по блокам и необходимые школьнику знания:

Блок ОГЭ

Количество заданий

Что ученик должен знать и уметь

Аудирование

9

- Понимать на слух тексты сложности уровня В2 в среднем темпе;

- Улавливать в речи нужные слова и факты, необходимые для ответа;

- Воссоздавать смысл аудиозаписи, даже если какие-то слова являются новыми и непонятными;

- Хорошо воспринимать на слух британское произношение и понимать его особенности.

Чтение

9

- Иметь словарный запас, соответствующий уровню В2;

- Иметь навыки глубокого анализа текста: вычленения первостепенных по важности фактов и ключевых слов, определения темы и общего смысла.

Грамматика и лексика

18

- Знать обязательную основу грамматики, в том числе: построение простых и сложных предложений, знаки препинания, времена глаголов, модальные и фразовые глаголы, герундий и инфинитив, неправильные глаголы, активный и пассивный залоги, личные, относительные и порядковые местоимения, косвенная речь, степени сравнения прилагательных;

- Уметь склонять глаголы по числам и лицам с учетом времени;

- Образовывать однокоренные слова и подбирать синонимы.

Письменная речь

2

- Писать неформальные письма на английском, соблюдая стилистику, структуру подобных текстов и требования по размеру (100−140 слов);

- Составлять нейтральные по тону эссе на заданную тему, описывать статистические данные, свою точку зрения и аргументы против, делать общие выводы;

- Уметь использовать распространенные вежливые слова и обороты в переписке, а также стандартные шаблоны и клише для написания сочинений;

- Писать без орфографических и пунктуационных ошибок.

Говорение

4

- Читать вслух с правильным произношением и соблюдением английских интонаций;

- Правильно строить вопросительные предложения;

- Строить диалог, объяснять и аргументировать свое мнение;

- Уверенно чувствовать себя в формате монолога на предложенную тему.


Задания делятся по уровню сложности: он может быть базовым (18 заданий) или высоким (24 задания). Как и на международных экзаменах, письменный и устный блоки проводятся в разные дни. Длительность их такова:

• Письменная часть ЕГЭ — 190 минут (3 часа 10 минут);
• Устная часть ЕГЭ — 17 минут.

Прохождение отдельной устной части является добровольным, но мы рекомендуем обязательно попробовать свои силы: в случае успешного выполнения заданий можно получить до 20 баллов и значительно повысить общий балл.

Оценка результатов ЕГЭ

Сумма баллов за правильно выполненные задания называется первичными баллами, которых всего может быть от 0 до 82. Конечный балл за экзамен переводится из первичных по специальной формуле (количество первичных баллов умножить на 100 и разделить на 82) и может принимать значение от 0 до 100. Таким образом, 82 первичных балла соответствуют 100 конечным баллам за ЕГЭ.

Переводим конечные баллы за ЕГЭ в привычную 5-балльную шкалу:

0 — 21 балл: «2» (экзамен не сдан)
22 — 58 баллов: «3» (удовлетворительно)
59 — 79 баллов: «4» (хорошо)
80 — 100 баллов: «5» (отлично)

Для того, что поступить в вуз, нужно набрать от 30 баллов и более — это минимальный проходной порог. Для престижных учебных заведений, особенно с уклоном в изучение иностранных языков, желательно набрать не менее 80 баллов.

Подавляющее большинство заданий в случае правильного ответа приносят по 1 баллу. Однако, некоторые вопросы оцениваются выше и потому следует уделить им особое внимание при подготовке к экзамену:

№ 1 — 2 балла
№ 2 — 3 балла
№ 10 — 3 балла
№ 11 — 2 балла
№ 37 — 6 баллов
№ 38 — 14 баллов
№ 40 — 4 балла
№ 41 — 5 баллов
№ 42 — 10 баллов

Результаты прохождения экзамена публикуются через две недели после устной части на официальном сайте ЕГЭ.

Содержание заданий ЕГЭ и советы по подготовке

Аудирование

На выполнение блока аудирования отведено 30 минут. Ученика ждут такие задания:

1. Прочитать 7 утверждений, прослушать 6 аудиозаписей и убрать одно лишнее утверждение.
2. Ознакомиться с 7 фактами, прослушать запись диалога и дать оценку каждому из фактов: верный (true), неправильный (false) или не упоминается в диалоге (not stated).
3. Прочитать 7 вопросов и по 3 ответа к каждому из них, прослушать запись и выбрать верные ответы.

optimistic_girl_denim_holding_smartphone_looking_with_kind_smile.jpg

Советы по подготовке и выполнению:

• Перед экзаменом тренировать навык аудирования не только через аудиокниги, подкасты, фильмы и песни, но и через типовые экзаменационные задания — важно, чтобы ребенок научился вылавливать в речи нужные ключевые слова и тезисы в формате ЕГЭ.

• Сначала внимательно читать задание и варианты ответов, а только потом — слушать запись.

• Не зацикливаться на формулировках из задания: в записях могут использоваться другие слова, поэтому важно понять именно общий смысл реплик.

• Не терять бдительность при прослушивании до самого конца, т.к. конец предложений иногда может специально менять смысл всего утверждения отрицательными частицами или дополнительными фактами.

• Не переживать из-за отдельных непонятных слов, а сконцентрироваться на общей сути сказанного.

• Завести полезную привычку, которая принесет большую пользу всего за несколько секунд: при поиске любого слова в онлайн-словаре или переводчике, нажимать на кнопку для воспроизведения озвучки от носителя. Слушать каждое новое слово и повторять его вслух хотя бы 1−3 раза.

Чтение

Блок для проверки навыков чтения так же длится 30 минут и включает в себя 3 части:

1. Ознакомиться с 7 текстами (размером по 3−6 предложений) и 8 заголовками. Соотнести заголовки с текстами и выявить один лишний.
2. Вставить в текст с пропусками 6 из 7 предложенных отрывков, подходящих по смыслу.
3. Прочитать текст и ответить на 7 вопросов к нему, выбирая для каждого один из 4 предложенных вариантов.

dark_haired_attractive_woman_reading_textbook_surrounded_with_papers.jpg

Советы по подготовке и выполнению:

• Постоянно обогащать словарный запас лексикой из разных сфер жизни: семья, хобби, учеба, работа, культура, искусство, политика, наука, окружающий мир, отношения, психология. В приложении Alibra Sky это можно делать без зубрежки благодаря методам ассоциаций и 7-ступенчатых интервальных повторений. Так можно без особых усилий запоминать тысячи слов на долгие годы.

• До экзамена регулярно выделять время на чтение на английском интересных книг, блогов, пабликов, статей и журналов. Для устойчивых результатов рекомендуется делать это не менее 10−15 минут в день.

• В первом задании искать ключевые слова из заголовка (или их синонимы) в тексте. Часто они оказываются в первом предложении, описывающем главную суть.

• Для выполнения второго задания подтянуть тему сложных английских предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных) и Relative Clauses (придаточные предложения). Повторить 6 относительных местоимений, которые точно пригодятся при выполнении: who, which, that, where, when, whom.

• В третьем задании помнить, что вопросы к тексту следуют строго в порядке повествования. Поэтому, ответ на первый вопрос нужно искать в начале, а на последний — в самом конце.

• Читать внимательно и без пропусков, чтобы не упустить важные для выполнения задания нюансы. Из-за невнимательности на этом этапе совершается большая доля ошибок.

• Распределить время равномерно между 3-мя частями блока и стараться не тратить на одну часть более 10 минут.

Грамматика и лексика

Для выполнения заданий по грамматике и лексике выделяется 40 минут. Школьник должен выполнить такие типы заданий:

1. Прочитать 2 текста и вставить в них по 3 пропущенных слова, предварительно поставив каждое в правильную грамматическую форму.
2. Вставить в текст с 5 пропусками слова, которые нужно преобразовать из лексики в дополнении к тексту. Обычно нужно построить однокоренные слова, вписывающиеся в повествование по логике и смыслу.
3. Заполнить 7 пропусков в тексте верными словами (даны по 4 варианта ответа на каждый пропуск, из которых нужно выбрать только 1).

lecture-college.jpg

Советы по подготовке и выполнению:

• Убедиться, что хорошо усвоены все правила грамматики, соответствующие уровню В2. Проблемные темы оформить в отдельный список и уделять ему внимание каждую неделю во время подготовки.

• Отточить для первого задания навык трансформировать глаголы в другое время, причастие или активный/пассивный залог. Для прилагательных часто пригождается навык построения сравнительной и превосходной степеней.

• Тренироваться в формировании однокоренных слов, в том числе за счет приставок и суффиксов или перевода одной части речи в другую (например, существительного в глагол), выполняя примеры типовых заданий по типу 2 задания в блоке.

• Знать распространенные устойчивые словосочетания в английском (collocations), которые могут пригодиться для выполнения 3 задания.

• Не забывать перепроверять орфографию в ответах, т.к. из-за ошибок могут не засчитать баллы, даже в случае выбора верной грамматической формы.

Письмо

Для выполнения блока «Письмо» ученик имеет в распоряжении 1,5 часа (90 минут). За отведенное время нужно выполнить 2 объемных задания:

1. Прочитать короткое письмо от вымышленного друга и написать ему ответное письмо объемом 100−140 слов с ответами и вопросами по заданию.
2. Описать проект на предложенную тему в пределах 200−250 слов, рассказать в тексте о приведенных статистических данных и выразить свое мнение и оценку.

young-blonde-student-taking-notes-from-lesson.jpg

Советы по подготовке и выполнению:

• Заранее до экзамена тренироваться дома по написанию подобных текстов на время.

• Вначале обязательно составлять план текста и писать черновик.

• Не переписывать слова из задания слово в слово, а стараться подбирать синонимы, соответствующие стилю письма — это повышает балл.

• Постараться не тратить на первое задание более 30 минут, т.к. для комфортного выполнения второго задания нужно около 1 часа.

• Для написания письма другу в задании 1 лучше пользоваться универсальным шаблоном:

1. Обращение: «Dear ___ ,» или «Hi, ___ ,» (вставить имя из задания в пробел и после него запятую)
2. Краткая благодарность за письмо по этикету. Например: «I am glad to receive your email. I hope you’re all right.» или «Thanks for your message. I was very glad to hear from you again».
3. Ответы на вопросы друга. Можно начать с фразы: «In answer to your questions, I want to say that…», «You asked me about… Well, I can say that…» или «I'm happy to answer your questions».
4. Задать вопросы другу из задания. Можно использовать такие предложения: «Well, I also have questions for you» или «By the way, I would like to ask you about…».
5. Подытожить и написать, что вы ждете ответ от друга, используя шаблоны: «That's all from me for now», «I'll be in touch again soon», «Email to me when you have time», «I hope to hear from you as soon as possible», «Keep in touch», «Drop me a line» и т. п.
6. Написать завершающее прощание: «Best wishes», «With love», «Yours» или другое.
7. Подписать письмо своим именем (без фамилии и точки в конце, иначе это будет ошибкой).

• Во 2 задании выбрать ту тему для эссе-проекта, по которой ученик сможет высказать несколько аргументов «за» и «против». Аргументы должны опираться на факты, а не на эмоции, быть объективными и убедительными. От их качества зависит оценка всего сочинения.

• Для выполнения задания 2 придерживаться такой схемы:

1. Во вступлении рассказать, что вы занимаетесь проектом с определенной темой и значимостью и имеете статистические данные. Можно указать, что существуют разные точки зрения по этой теме. Варианты конструкций: «Some people think that…», «Nowadays people are getting more and more concerned about…» и т. п.
2. Выбрать 2−3 факта из таблицы и проанализировать их, раскрывая каждый в отдельных предложениях. Подходящие конструкции: «I think/believe that…», «I agree with the point of view that …», «First (ly) / Second (ly) / Finally», «As can be seen from the…».
3. Сравнить числа из таблицы между собой и прокомментировать это. Тут помогут клише «However, some people think that …», «At the same time, we can find another opinion», сравнительные обороты («while», «comparing to», «twice as much», «three times less») и разные степени сравнения прилагательных.
4. В этой самой важной части эссе важно выделить и проанализировать проблему, вытекающую из рассмотренных аргументов и фактов. Привести контрдоводы оппонентам, предложить решение проблемы. В помощь пойдут обороты вроде: «According to the research…», «In my opinion…», «As a result…», «I do not support the idea of …», «I would suggest…», «My personal view is that …» и др.
5. В заключении подытожить все аргументы в эссе и обосновать свою позицию. По объему эта часть должна быть соизмерима со вступлением. Для выражения мнения можно использовать подобные обороты: «According to the arguments presented above…», «From these arguments one could conclude that…», «In conclusion, I would like to…», «To sum up…».

• Не переживать, если не удается идеально вписаться в заданные размеры текстов: допустимо отклонение до 10% (90−154 слова в письме, 180−275 слов в эссе — но эти лимиты точно нельзя нарушать, иначе задание будет считаться невыполненным).

Говорение

Блок по проверке навыка устной речи длится всего 17 минут. Ответы ученика записываются на диктофон в компьютере в специальной аудитории. Необходимо выполнить 4 задания:

1. В течение 1,5 минут ознакомиться с текстом на экране и затем прочесть его вслух, соблюдая нормы произношения и интонации.
2. Прочесть рекламное объявление и составить 4 прямых вопроса к нему.
3. Пройти телефонный опрос и ответить полными предложениями на задаваемые вопросы.
4. «Отправить» другу голосовое сообщение по совместному проекту и в нем кратко описать 2 картинки, сравнить их между собой, выделить плюсы и минусы, а также выразить свое мнение.

children-with-books-together.jpg

Советы по подготовке и выполнению:

• Для подготовки пользоваться онлайн-тренажерами в Интернете со встроенными таймерами для устных ответов или проходить пробные тексты на курсах подготовки к ЕГЭ.

• Тренироваться говорить вслух на любые выбранные темы не менее 3 раз в неделю, соблюдая тайминг монологов.

• Читать вслух не менее 5−10 минут в день тексты любой сложности и стилистики, обращая внимание на четкость дикции, правильность ударений, интонаций и пауз.

• Предложить друзьям или родственникам, также изучающим английский язык, периодически обмениваться голосовыми сообщениями на английском, чтобы это стало чем-то привычным.

• Пробовать высказывать свою точку зрения на английском по разным вопросам, спорить и приводить аргументы «за» и «против».

• Записаться в разговорные клубы английского или искать собеседников по тематическим чатам и приложениям для изучающих язык.

• Закрепить тему, как правильно задавать все виды английских вопросов и не совершать распространенных ошибок.

• На экзамене побороть волнение и говорить со средней скоростью без спешки, не проглатывая артикли и окончания слов.

• Проверить аудиозапись своих ответов и убедиться, что все записано без дефектов. В случае возникновения технических проблем, смело задавать вопросы организаторам в аудитории.

young_redhead_woman_holding_united_kingdom_flag_isolated_pink_background.jpg

Для избежания волнения и ошибок во время ЕГЭ по английскому нужна качественная и системная подготовка к выполнению всех типов заданий. Стресс и неизбежно возникающие из-за него недочеты в ответах возникают тогда, когда у ученика нет 100%-й уверенности в своих знаниях и опыта решений экзаменационных заданий.

Что делать, если школьный английский оставляет желать лучшего, а до ЕГЭ осталось немного времени? Не паниковать и обратиться к профессионалам! Alibra School более 24 лет заниматься обучением детей английскому языку и подготовкой к любым видам экзаменов. Занятия построены в интересной для подростков форме с применением сотен игр, творческих МК и проектов, а также обсуждением актуального для школьников контента. Через обучение с улыбкой дети получают глубокие познания в языке, преодолевают языковые барьеры и учатся свободно общаться на любые темы. При этом система интервальных повторений, внедренная в уроки и мобильное приложение, помогает запомнить информацию без зубрежки раз и навсегда.

Запишитесь на бесплатный пробный онлайн-урок: определим точный уровень языка ребенка и слабые места в его знаниях, расскажем, как проходит обучение и подготовка к ЕГЭ. Наши выпускники сдают экзамены на высшие баллы!

ЕГЭ на все 100!


Спасибо за заявку!
Будьте, пожалуйста, на связи -
это ваш первый шаг к успеху
в английском!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время, чтобы познакомить вас со школой, методикой, подобрать подходящий курс и рассказать про скидки.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал — получите доступ к эксклюзивным видео и лайфхакам от преподавателей.

Вы найдёте там:

  • Эффективные советы по изучению языка
  • Разбор типичных ошибок
  • Анонсы акций и подарков для подписчиков

Блог

Блог