English для двоечников: как найти подход к любому ученику
7 сентября 2023
Ребенок регулярно приносит «двойки» по английскому? Не получается замотивировать его учиться, или изучение языка дается сложно в силу особенностей его развития?
Рассказываем, как подобрать «ключик» к любому ребенку, в том числе с нейроотличностями в виде СДВГ, ОКР, аутизма и дислексии. С этими советами учеба станет намного проще, комфортней и увлекательней, а страницы дневника наполнятся отличными оценками.
ОПЯТЬ «ДВОЙКА»: РАЗБИРАЕМСЯ С ПРИЧИНАМИ
Каждый ребенок уникален и талантлив по-своему, а также способен хорошо проявляться в учебе. Однако, нередко складывается ситуация, напоминающая детскую головоломку, где квадратные, треугольные и круглые паззлы нужно вставлять в соответствующие отверстия на доске. Казалось бы, все просто. Но, увы, взрослые нередко игнорируют естественную «несостыковку» и пытаются на примере обучения детей вставлять квадраты в треугольники. В итоге — стресс, протесты, ссоры и плохие оценки.
Очень важно понять ребенка, исследовать его психику и мышление, чтобы уметь максимально полно раскрывать его способности и не требовать от него того, что он заведомо не способен выполнить. Учеба должна быть радостным и вдохновляющим процессом, а не воздушной тревогой, назойливо гудящей над ухом изо дня в день.
Для начала пройдемся по причинам, связанным с недостатками организации учебного процесса или естественными реакциями детской психики. Вряд ли вам снова захочется возвращаться на вечеринку, где умная колонка уныло мотает нелюбимые вами хиты, а гости дружно требуют от вас тройного сальто. У ребенка же выбора нет, но хорошая новость в том, что процесс учебы точно можно сделать приятнее.
Мы уже подробно разбирали топ причин, по которым ребенку может не даваться английский. Ранняя их диагностика и следование приведенным в статье советам могут на начальных этапах развернуть ситуацию в положительное русло и зарядить ребенка искренним желанием учиться.
Причина может крыться и в выборе неподходящего учителя и неэффективных методов преподавания. Когда не возникает необходимый «коннект» и не наблюдается прогресс, в ребенке угасает мотивация или даже возникает протест. Ученик может получать двойки «назло училке» или чтобы обозначить свою «взрослую» позицию, с высоты которой он «плевать хотел на иняз».
Чтобы узнать, как правильно выбирать и учителей, и методики, читайте эту статью. Особенно это будет полезно тем, кто находится в стадии поиска репетитора или детских языковых курсов.
Если ребенок посещает только школьную программу английского, и она оставляет желать лучшего, «заверните» изучение языка в яркую обертку своими силами. Тогда ощущение праздника со временем перенесется и на восприятие школьных уроков. Для этого вам понадобится наша большая подборка развивающих игр на английском и эти проверенные временем методы, волшебным образом превращающие учебу в развлечение.
Еще более простое решение — записать ребенка в языковую школу, где обучение уже наполнено увлекательными заданиями, играми и современными технологиями, делающими учебу желанной и эффективной. Например, в Alibra School, где можно подобрать курс под любые цели, получить скидки и ценные подарки.
Нередко причиной низких оценок и потери интереса к английскому являются обыкновенные психологические переживания взрослеющего подростка. В этом случае картину нужно оценивать в совокупности вместе с другими школьными предметами. Если спад успеваемости тотальный, а ребенок выглядит слишком взволнованным или подавленным, помогут доверительные разговоры по душам и встречи с детским психологом. Нередко они носят чудотворный характер, и после оценки улучшаются без дополнительных усилий.
Когда же причины плохой успеваемости кроются куда глубже и зависят от особенностей развития психики ребенка, потребуется еще более тщательный и продуманный подход.
ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК — ОСОБЕННЫЙ ПОДХОД

Мы согласны с современными учеными и считаем, что нейроотличности (когда мозг ребенка работает не так, как у большинства) — это естественные вариации нормы. Просто эти дети особенным образом реагируют на мир и иначе взаимодействуют с ним. Важно ценить эти особенности, а также знать и использовать их сильные стороны.
К нейроотличностям причисляют СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство), аутизм, дислексию
Учитывайте эти трудности нейроотличных детей при обучении английскому:
-
Необычное или неподобающее поведение — это не прихоти и причуды. Просто они не могут вести себя по-другому.
-
Сложности с разговорными упражнениями: при некоторых расстройствах (например, при аутизме) детям бывает сложно выстраивать коммуникацию, особенно на плохо известном языке, и они замыкаются. Важно создать максимально спокойную, расслабленную и доверительную атмосферу. Не нужно делать акценты на ошибках и желательно всячески поощрять за правильные ответы.
-
Сложности с чтением. Дислексикам очень сложно читать (иногда не получается вовсе), а детям с СДВГ непросто концентрироваться на больших текстах, если они не являются по-настоящему интересными.
-
Неумение распределять время на задания. Очень многие нейроотличные дети искаженно воспринимают время, им сложно контролировать его и строить планы. Из-за этого они могут опаздывать или не успевать сдать задания вовремя.
-
Бегство от неинтересных упражнений. Если процесс их выполнения не вовлекает ребенка, то он предпочтет капитулировать и отказаться прикладывать усилия.
-
Не перегружайте мозг ребенка сенсорными раздражителями во время урока: он может впасть в ступор от обилия звуков, ярких цветов, сильных запахов и прочих объектов внимания. Даже слишком яркий цвет или не комфортная температура могут «выбить» ребенка.
Используйте преимущества:
-
Способность долго концентрироваться на интересном. Особенно часто это проявляется у аутистов. Если ребенка что-то по-настоящему увлекает, он способен полностью погружаться в это занятие долгими часами, не отвлекаясь даже на базовые потребности. Если вы сумеете превратить английский в хобби, то быстрее прочих получите юного профессора английского.
-
Нестандартность мышления — путь к гениальности. Такие дети могут легко генерировать креативные решения и идеи, давайте им возможность высказываться и проявлять себя.
-
Наблюдательность и внимательность. Нейроотличные дети подмечают даже мельчайшие детали и легко понимают закономерности и логику. Это можно использовать при изучении правил, тонкостей и исключений в языке, не забывая при этом хвалить хваткий ум ребенка.
Мы уже описывали подробный план эффективного изучения английского для детей с дефицитом внимания. Многие из рекомендаций пригодятся и для других нейроотличностей.
Добавим еще советы и рекомендации на пути превращения вашего ребенка в «отличники»:
1. Организуйте чтение правильно. Перед началом чтения заинтригуйте ребенка содержимым, «продайте» его. Подготовьте 2−3 вопроса, ответы на которые он должен отыскать в тексте. Чтение должно превратиться в увлекательный квест. Если у ребенка СДВГ, не заставляйте читать большие массивы текста за раз, лучше если это будут краткие, емкие тексты, шутки, диалоги.
2. Составляйте планы для письменных текстов. Такие схемы, графики или зарисовки в стиле «mindmaps» помогут ребенку не заблудится в тезисах и идеях, и понимать, чему еще нужно уделить внимание и время. Особенно полезно это для сочинений, эссе и письменных пересказов.
3. По-максимуму используйте визуальную поддержку к урокам: иллюстрации, фото, графики, карточки и видео для стимуляции внимания и более надежного запоминания новых слов и фраз.
4. Обязательно применяйте игровые методы обучения: они снимают стресс, активизируют волю, помогают легче запоминать материалы через позитивные эмоции.
5. Организуйте время с помощью напоминаний и таймеров. Ставьте напоминания в календарь о том, что и когда ребенок должен повторить или выполнить. Засекайте таймер на выполнение конкретных упражнений, чтобы ученик не волновался о времени, не отвлекался и полностью сконцентрировался на задании. Также плюсом будет, если занятия всегда будут проходить в одно и то же фиксированное время.
6. Помогайте ребенку с домашними заданиями, даже если вы просто будете сидеть рядом. Для многих отклонений это существенный фактор, помогающий унять излишнюю тревожность.
7. Используйте специально разработанные учебные пособия и ресурсы для детей с нейроотличностями. Эти материалы уже заранее адаптированы к их особенностям и возможностям.
8. Для детей с дислексией и СДВГ хорошими помощниками будут приложения и расширения с функцией чтения электронных текстов вслух. Соответственно, для записи текстов можно пользоваться приложениями, переводящими устную речь ребенка в текст.
9. Если ребенок слишком реагирует на фоновые звуки во время уроков, предложите ему беруши или наушники с подавлением шумов.
10. Помогите ребенку с аутизмом развить навыки общения на английском языке, используя простые фразы и жесты для выражения своих мыслей. Не требуйте сразу многого, темп и сложность наращивайте медленно. Задавайте как можно больше вопросов на английском и хвалите за правильные ответы, даже если они случаются с большим запозданием.
11. Учитывайте увлечения ребенка. Мотивируйте его, объединяя изучение интересующих его областей с английским. Например, если он любит животный мир, сделайте акцент на изучении названий животных, а затем свозите его в зоопарк и вместе назовите на английском всех, кого встретите.
12. Используйте наглядные образцы и модели. Для обучения английскому используйте реальные предметы, фотографии или модели, чтобы помочь ребенку ассоциировать слова с конкретными предметами или понятиями.
13. Практикуйте мультисенсорное обучение: используйте разные каналы восприятия на уроках, включая зрение, слух, вкус, обоняние и кинестетический опыт. Это поможет легче понять и запомнить материал.
14. Оказывайте ребенку всяческую эмоциональную поддержку, искренне восхищайтесь его успехами и поощряйте все приложенные усилия.
Успешной учебы вашим детям!